Кайдан / Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном / Истории о духах / Kaidan (1964)
Режиссер: Масаки Кобаяси
Совершенно потрясающий в изобразительном плане, завораживающий мистически-философский фильм состоит из четырех новелл: «Черные волосы», «Снежная женщина», «Сказание о Хойчи безухом», «В чашке чая».
Жизнь и смерть, любовь и предательство, поступки и расплата — эти вечные темы показаны с тончайшим вкусом. И хотя в картине присутствуют люди живые и духи, вернувшиеся по разным причинам из царства мертвых, к жанру ужасов или мистики отнести ее можно лишь условно.
***
Замечательная картина японского режиссёра Масаки Кобаяси создана по произведениям американского писателя Лафкадио Хёрна, словно без усилий вписавшегося в культуру Японии конца XIX века. «Квайдан: Истории о привидениях» (вообще-то по правилам японского языка слово произносится как «кайдан») состоит из четырёх новелл, воспроизводящих различные истории мистического плана, в которых происходит встреча живых героев с призраками. Но характер их взаимоотношений меняется, и все рассказы имеют не столько сюжетную, сколько символическую трактовку в соответствии с канонами восточной трансцендентной традиции. Ни для мужа, предавшего свою жену в новелле «Чёрные волосы», ни для деревенского парня, который не выполнил своего обещания никому под страхом смерти не рассказывать о «снежной женщине», губительно вовсе не столкновение с привидениями.
В отличие от западных представлений, призраки не только могут быть во плоти, но и жить вместе с людьми, даже рожать детей. Нет резкой границы между двумя мирами — реальным и потусторонним. А куда в большей степени пугает неотвратимость возмездия за совершённые проступки. Причём Кобаяси добивается ощущения психологического страха, пользуясь минимальными спецэффектами. Один лишь ракурс или поворот камеры может создать более гнетущее напряжение, состояние кошмара наяву. Поскольку осознаёшь почти воочию, что рок преследует человека по пятам, заставляя его расплачиваться по высшему счёту.
Но в двух следующих новеллах «Коити, безухий» и «В чайной чашке» также возникает и тема ответственности за злодеяния в минувших временах (убиенные возвращаются и требуют искупления), а главное — трагического воздаяния всем тем творцам, которые всего лишь посмели выступить в качестве посредников между бытием и инобытием, воспеть в своём искусстве мир призрачных сущностей. Неверие в загробную жизнь и во власть привидений столь же опасно, как и вовлечённость в потустороннее, своеобразное заигрывание со смертью и роком. Контакт со всем трансцендентным требует предельной осторожности и максимальной выверенности.
Видимо, не случайно, что лента «Квайдан», поразившая в 1965 году европейскую (специальный приз в Канне) и американскую (номинация на «Оскар») публику своим невероятным по краскам изобразительным решением (оператор Ёсио Миядзима, художник Дзюсё Тода), внешне выглядит как бы искусственной, нарисованной, волшебно-призрачной. Но вот по своему глубинному духу и неизгладимому впечатлению, оказываемому на зрителей, более реалистична и предостерегающа, нежели натуралистические фильмы ужасов.
Сергей Кудрявцев
#Япония #ужасы #Кобаяси